Сад цвета «Мажорель блю»
Этот сад, словно иллюстрация к арабским сказкам, предстает перед нами волшебным оазисом в пустыне. На площади в 1 гектар африканской земли уживаются представители различной флоры, которые в естественных условиях и «не мечтали» бы о таком соседстве. Коллекция насчитывает 350 видов растений, собранных со всего света.
Возможностью любоваться столь уникальным ботаническим садом, мы обязаны трем творческим личностям – Жаку Мажорелю, Ив Сен-Лорану и Пьеру Берже. С их именами тесно связана его история.
В 1919 году французский художник Жак Мажорель, заболевший туберкулезом легких, по настоянию врачей подыскивает место для постоянного проживания с сухим жарким климатом. Выбор падает на Марракеш – древнюю столицу Марокко, которая находится в то время под протекторатом Франции.
Неповторимый своим пестрым колоритом Марракеш очаровывает Жака и он, в 1924 г., приобретает участок земли на окраине города. Под впечатлением искусства марокканских ремесленников Жак Мажорель строит виллу в мавританском стиле, а спустя несколько лет, по проекту архитектора Поля Синуара, возводит творческую мастерскую. Но какой марокканский дом без сада?
На террасах и верандах марокканцы проводят многие часы, созерцая красоты сада. Дома словно сливаются с садами, образуя единую идиллическую картину.
Для того чтобы создать сад в пустыне, в котором растут тропические растения, явно недостаточно амбиций художника. Нужны еще серьезные знания ботаника. Но эта идея настолько поглощает Жака Мажореля, что с этого момента начинается его новая жизнь – жизнь коллекционера-ботаника, ландшафтного дизайнера и садовника. Путешествуя, художник изучает не только быт и обычаи местного населения, но и растительный мир. Из своих поездок привозит экзотические растения. Оказывает финансовую помощь многочисленным ботаническим экспедициям по всему миру и становится одним из известных коллекционеров-ботаников.
Шаг за шагом он идет к поставленной цели и создает ботанический сад, насчитывающий 135 видов различных растений.
В 1947 году частный сад становится достоянием широкой публики. Перед посетителями открываются не только ботаническое собрание растений, но и неповторимый образец ландшафтного дизайна.
При проектировании территории использованы традиции исламского сада, в котором всегда найдутся уголки с живительной влагой. Здесь есть журчащий фонтан и меланхоличный пруд.
Как художника, Мажореля интересует взаимодействие цветов, особенно синего и зеленого, которые согласно известному правилу, не могут быть заметны без дополнительного цвета между ними. Экспериментируя с цветом, Жак Мажорель в 1937 году получает удивительно сочный оттенок синего и присваивает ему имя «Мажорель блю» (Majorelle Blue). Этот цвет, по словам художника, получился в результате смешения ультрамарина, белого и розово-красного. Так, «Мажорель блю» становится доминирующим цветом в его саду. В этот цвет выкрашены стены мастерской и многие детали сада, лишь изредка разбавленные вазами теплых оттенков лимона и медных марокканских мандаринов. Только находясь среди природной зелени сада, в полной мере ощущаешь весь магнетический эффект от синего «Мажорель блю».
В последние годы жизни словно злой рок преследует художника. Оправившись от первой автокатастрофы в 1955 году ценой ампутации ноги, спустя 7 лет он попадает в новую, где получает тяжелейшее ранение бедра и умирает в октябре 1962 года.
Лишившись своего хозяина, сад постепенно приходит в упадок.
Судьба этого сада могла бы стать такой же трагичной, как и судьба его создателя, если бы не одно обстоятельство. В 1966 году Ив Сен-Лоран и его друг – художник Пьер Берже, посещают виллу Мажореля и находят дом и территорию сада в плачевном состоянии: многие постройки пришли в негодность, редкие растения погибли, а цвета строений потускнели…
Друзья, неравнодушные ко всему прекрасному, решают сохранить память о своем соотечественнике и покупают дом Мажореля вместе с садом.
В своих воспоминаниях Пьер Берже пишет о том, как они были соблазнены красотой и волшебством маленького, таинственного сада, окрашенного в цвета Генри Матисса и окруженного бамбуковым лесом.
Желание спасти от разрушительных проектов застройщиков это великолепное поместье, сподвигло двух французских художников вложить немалые средства в его реставрацию.
В восстановлении уникального владения приняли участие лучшие специалисты и результат превзошел ожидания.
Отреставрирован дом, возрожден сад, приведены в порядок уникальные садовые постройки и сейчас сад Мажореля, который до сих пор носит имя французского художника, является одним из самых богатых собраний флоры.
Ботаническое наследие Можареля не только восстановили, но и приумножили, увеличив количество видов растений почти в 3 раза.
Сад поделен четырьмя пешеходными аллеями так, что возникают узоры из ярких тропических цветов. Коллекция увиденного на территории сада впечатляет: лес из бамбука, 400 видов и подвидов пальм, 1800 видов кактусов! А также бугенвилии, лилии, юкки, лавр, герань, гибискусы, кипарисы…
На территории бывшей студии теперь небольшой музей с собранием изделий марокканских ремесленников: старинные ковры, керамика из Феса, берберские двери. Здесь можно купить великолепные костюмы, выполненные в марокканских традициях от кутюр. Хранит музей и около 40 работ, которые создал сам Жак Мажорель.
В 2004 году Пьер Берже и Ив Сен-Лоран основали «Ассоциацию по сохранению и дальнейшему процветанию сада Мажорель», который является живым произведением искусства и требует бережного отношения.
Несмотря на большое количество живописных работ, которые оставил художник Жак Мажорель, самым главным его шедевром считают созданный им сад. А сад – это живая память художнику, который собрал в нем огромное количество экзотических и редких растений, привезенных со всего мира.
После знойного, пестрого и шумного Марракеша, сад Мажорель предстает перед туристами райским уголком релаксотерапии.
Посетителей приветствуют птицы. Здесь можно увидеть черного дрозда и белого аиста, трясогузку и серую мухоловку, славку, горлицу, пустельгу и других птиц.
В прелестном пруду, заросшем папирусом, цветут кувшинки, плавают рыбки и квакают лягушки.
Ежегодно сад Мажореля посещают не менее 600 тысяч человек, а уход за ним обеспечивают 20 садовников.